Синдром карпального канала- лечение и профилактика -Август 2022

Синдром карпального канала

Синдром карпальнго канала

Синдром карпального канала, или туннельный синдром, представляет собой патологию, связанную с защемлением и воспалением срединного нерва. Основным признаком заболевания становится нарушение чувствительности конечности. Со временем возможна утрата двигательной активности.

Почему развивается синдром карпального канала?

Развитие патологии происходит в результате комбинации нескольких факторов:

1. Особенности профессиональной деятельности или образа жизни пациента. К таким опасным профессиям относят швей, музыкантов, людей, деятельность которых связана с длительной работой за компьютером, кондитеров и т. д. Заболевание может начать развиваться в любом возрасте, но чаще это происходит после 40 лет на фоне гормональных изменений в организме.
  2. Внешние факторы. К ним относят работу с вибрирующими или тяжелыми предметами, частое переохлаждение.
  3. Наличие сопутствующих патологий. К ним относят, туберкулез, почечную и сердечную недостаточность, алкоголизм, частые травмы, новообразования в области связок, сахарный диабет, ожирение.

На развитие синдрома карпального канала могут указывать:

1. Нарушение чувствительности руки. Вначале человек может обратить внимание на онемение пальцев после сна. Постепенно могут присоединяться жжение или ощущения холода в конечности.
  2. Острая боль в ладонях, отдающая в пальцы. Изначально дискомфорт возникает в районе поврежденного нерва, постепенно распространяясь на всю поверхность руки. Одновременно происходит опухание запястья. Симптом может ощущаться только в одной или сразу в двух руках.
  3. Нарушение движения конечностью, мышечная слабость. Из-за того, что нерв длительное время пребывает в защемленном состоянии, происходит нарушение мышечной активности. Без грамотной терапии возможна полная атрофия мышечной ткани и деформация конечности.
  4. Нарушение работы вегетативной нервной системы. Кожа на руке может становиться бледной или приобретать синюшный оттенок. Кисть всегда холодная на ощупь.

Болезненные ощущения часто возникают ночью. Это приводит к бессоннице, нарушению качества жизни, утрате работоспособности.

2a8e28a037cf7eeb1e6d41d8291f40e0
Место сжатия карпального канала

Диагностика

Постановка диагноза достаточно простая. Врач предлагает пациенту пройти тестирование, включающее:

1. Тест Хоффмана-Тинеля. Во время его проведения врач выполняет постукивание в зоне поврежденного нерва. При этом больной может испытывать холод, чувство жжения, покалывание и другой дискомфорт.
  2. Тест Фалена. Если больной сильно согнет кисть, то ощутит онемение или резкую боль.
  3. Электронейромиография. Помогает оценить степень проводимости нервных импульсов.
  4. Ультрасонография. Во время исследования врач может выявить воспалительный процесс или повреждение нерва.
  5. Поднятие рук высоко над головой. Больной не сможет простоять в таком положении более 1 минут из-за резкого онемения конечностей или острой боли.
  6. Невозможность соединить мизинец с большим пальцем руки.

Лечение синдрома карпального канала

Терапия данного заболевания направленна на устранение причины его развития и улучшение состояния пациента. Методика выбирается в зависимости от степени тяжести. Кроме этого, учитываются причины развития синдрома карпального канала.

Консервативная терапия

Чтобы удерживать запястье в правильном положении, пациент должен круглосуточно носить специальный ортез. Этот метод лечения особенно действенный в самом начале развития патологии. Кроме этого, больной обязан соблюдать диету с минимальным количеством соли и ограничить количество жидкости. Это позволит уменьшить отечность тканей.

Дополнительно назначают медикаментозное лечение синдрома карпального канала:

• нестероидные противовоспалительные лекарства, которые помогут устранить боль, дискомфорт, воспалительный процесс;
  • препараты, улучшающие кровообращение;
  • кортикостероиды – помогают устранить болевой синдром и улучшить подвижность кисти;
  • диуретики для устранения отеков;
  • витамин В6 – усиливает эффект от проводимой терапии.

Чтобы ускорить процесс выздоровления, врач также рекомендует пройти курс физиотерапии (магнитотерапия, УВЧ, электрофорез), массаж и лечебную гимнастику. Комплексное лечение приводит к устойчивой ремиссии у 60% больных. 40% пациентов понадобится операция.

Хирургическое лечение

Если пациент поздно обратился за помощью или консервативное лечение не принесло результатов, назначается операция. Она может проводиться несколькими способами:

1. Открытая. Хирург делает на запястье разрез, через который рассекает связку. Это необходимо для увеличения просвета запястного канала.
  2. Эндоскопия. Это современная малотравматичная технология. В 2 местах делаются небольшие разрезы кожи, через которые вводится камера и производится рассечение.

Оперативное вмешательство эффективно в 90% случаев. После вмешательства у пациента полностью восстанавливается чувствительность и двигательная активность конечности.

vvedenie-endoskopa
Оперативное вмешательство на карпальном канале

Профилактика синдрома карпального канала

Пациентам, у которых есть предрасположенность к развитию патологии, необходимо придерживаться профилактических мер:

• заниматься спортом, за исключением тех видов, которые связаны с высоким риском травматизма или поднятием тяжестей;
  • исключить или свести к минимуму деятельность, связанную с монотонной работой кисти;
  • при длительном сидении стараться прямо держать спину, периодически устраивать перерыв, делать гимнастику;
  • отказаться от вредных привычек;
  • правильно организовать рабочее место (выбрать мебель и оргтехнику).

Все эти рекомендации простые и выполнять их несложно. Поэтому избежать развития синдрома карпального канала под силу каждому человеку. Но, если уберечь себя не удалось и симптомы заболевания появились, важно не откладывать консультацию у врача и своевременно начать лечение. Это гарантирует полное выздоровление.

Обратиться с такой проблемой вы можете в наш медицинский центр. Специалист проведет обследование и подберет эффективное лечение.

Жернов Андрей Александрович
Пластический хирург