Воспаление потовых желез (гидраденит) — симптомы, причины, лечение -2022

Гидраденит: причины, симптомы, лечение

gidradenit

Гидраденит — это гнойно-воспалительный процесс, поражающий апокриновые потовые железы.

Чаще всего заболевание встречается у женщин в зоне подмышек, а у мужчин в паху, но также область поражения может располагаться около сосков или пупка, вокруг ануса и других частях тела.

Гидраденит редко бывает у пожилых людей из-за того, что функциональность потовых желез с возрастом снижается. Воспаление потовых желез чаще встречается у подростков и женщин в период климакса из-за гормональных сбоев в организме.

Воспаление потовых желез не относится к смертельным заболеваниям, но может доставить немало неудобств, а при отсутствии лечения вызывать осложнения. Если имеются подозрения на гидраденит, лечение следует начать немедленно — комплекс препаратов и процедур должны подбираться врачом, самолечение в этом случае недопустимо.

Гидраденит: причины воспаления

Спровоцировать воспаление в потовой железе способны стрептококки и стафилококки. Патогенные микроорганизмы проникают к потовым железам вместе с током лимфы. Затем через железы они достигают жировой клетчатки.

Существуют разные причины гидраденита, но наиболее распространенным фактором считается неопрятность и несоблюдение правил личной гигиены. Если вовремя не делать водные процедуры, выделяемый пот создаст благоприятные условия для размножения патогенных бактерий. Риск инфицирования увеличивается при бритье подмышечных впадин и интимных зон, поскольку на кожном покрове появляются микротравмы.

Существуют и другие факторы риска или причины гидраденита:

• чрезмерное потоотделение;
  • сахарный диабет, ожирение и другие заболевания эндокринной системы (при избыточном весе на теле образуются складки, в них кожа долго остается влажной, что создает благоприятные условия для бактерий);
  • нарушение работы потовых желез;
  • повреждение кожного покрова (царапины, ссадины и др.);
  • опрелости;
  • слабый иммунитет;
  • переохлаждение организма.
  • в области воспалившейся железы образуется небольшое уплотнение под кожей (2-3 мм);
  • появляется зуд в проблемной зоне;
  • при прикосновении к уплотнению присутствует болезненность.

Если часто возникает гидраденит, причины могут быть в наследственности. Выяснить возможную причину может врач после предварительного осмотра больного.

Обратите внимание! При использовании антиперспирантов происходит закупоривание потовых желез. В результате блокируется работа выводящих протоков, пот не промывает их и не выходит наружу, создавая благоприятные условия для размножения патогенной микрофлоры и развития воспаления.

Воспаление потовых желез: симптомы

Изначально наблюдаются такие симптомы гидраденита:

1. Если игнорировать гидраденит, симптомы будут только усиливаться. Уплотнение станет увеличиваться в размерах, боль и зуд усиливаться, а кожные покровы вокруг воспаленной железы покраснеют. Может присутствовать ощущение жара в проблемной зоне.
  2. Если своевременно не начать лечение, гнойное воспаление потовых желез будет сопровождаться сильной болью. В уплотнении появится гнойный стержень. Часто присутствуют и симптомы общей интоксикации:
    1. повышенная температура тела;
    2. озноб;
    3. тошнота и рвота;
    4. слабость;
    5. недомогание.
  3. При отсутствии лечения инфекция может распространиться на другие ткани, а патология перейти в хронический гидраденит. Признаки заболевания в таком случае будут следующими:
    1. постоянная слабость;
    2. быстрая утомляемость;
    3. скачки температуры тела;
    4. сильная отечность подкожного слоя;
    5. общее недомогание.

Если вы заметили первые признаки гидраденита, не медлите с визитом к врачу.

Гидраденит: лечение

Терапевтическая схема разрабатывается индивидуально в зависимости от обширности воспаления и его локализации. На начальной стадии применяется комплексное медикаментозное лечение гидраденита, которое включает:

• антибактериальную терапию (антибиотик подбирается после определения возбудителя патологии);
  • прием антигистаминных препаратов;
  • антисептическую обработку пораженной области;
  • применение иммуностимулирующих препаратов для общего укрепления организма.

Также показаны влажно-высыхающие повязки с антисептиком для снятия воспалительного процесса и сухое тепло. Важно знать, что при переходе патологии в гнойную форму использовать тепло категорически запрещено. Если диагностировано воспаление потовой железы, лечение также может включать физиотерапевтические процедуры (лечение ультразвуком, ультрафиолетом, УВЧ-лучами и др.).

Если у пациента хронический гидраденит с частыми рецидивами, вводят стафилококковую вакцину для предупреждения повторных проявлений патологии. Если такой метод является неэффективным, используют более радикальные меры.

Когда и как проводится хирургическое лечение гидраденита?

Если консервативная терапия не дает результатов, проводят хирургическое лечение гидраденита. В ходе операции воспаленная зона обрабатывается антисептиком, затем выполняется разрез железы для дренажа гноя. Проводится повторная антисептическая обработка, затем накладывается стерильная повязка. Если образовалось несколько гнойных очагов, врач одновременно вскрывает их все, делая широкий разрез тканей.

Если часто повторяется гидраденит, хирургическое лечение проводят в два этапа:

1. На первом этапе врач вскрывает гнойник и удаляет всю воспаленную клетчатку. Рана должна заживать в открытых условиях с применением антибиотиков.
  2. Когда воспалительный процесс стихает и появляется грануляционная ткань, проводится пересадка кожи.

Если игнорировать гидраденит, осложнения могут возникнуть следующие (в случае распространении инфекции):

• абсцесс;
  • флегмона;
  • сепсис.

Поэтому не стоит практиковать самолечение. При первых признаках болезни стоит сразу записаться на консультацию к специалисту.

Профилактика заболевания

Основная профилактика гидраденита — это соблюдение правил личной гигиены. Чтобы предупредить воспаление потовой железы, необходимо следить за чистотой кожи, регулярно делать водные процедуры, ежедневно менять нижнее белье.

Чтобы не развился гидраденит, профилактика должна включать и соблюдение следующих правил:

1. Укрепляйте иммунитет, исключите переохлаждения.
  2. Следите за весом. При необходимости похудейте.
  3. Не используйте ежедневно антиперспиранты.
  4. Старайтесь часто не бриться в интимных зонах и подмышками.
  5. Своевременно лечите другие инфекционные заболевания.

Если будете следить за чистотой тела и общим состоянием здоровья, воспаление потовой железы удастся предупредить.

Жернов Андрей Александрович
Пластический хирург